Что будем искать?

О взаимодействии сознания с подсознанием

Процесс обдумывания, воображения, проигрывания в голове. Всякая профессия — заговор против непосвящённых, — Бернард Шоу. Кто ставит палки в колеса новичкам. КАК или ПОЧЕМУ.

Поскольку проблему взаимодействия с подсознанием при изучении математики мы обозначили как один из принципиальных факторов, с этим надо разобраться с самого начала.

Подсознание, которое учится медленнее, остаётся необученным


Конечно, можно было бы прокукарекать, а там пусть хоть не рассветает. Но тогда что толку? Декларацию ведь надо заземлить, довести до конкретики, до механизмов.
Итак, где узкое место? – Главная неприятность в том, что осознав что-либо «математическое» умом, человек останавливает процесс. И Бегемотик (см. Преамбулу), который учится медленнее, остаётся необученным. В других областях источником у него служат чувства. А тут не усвоенные пока графики, плоскости, формулы, – без сопровождения разумом теряют смысл, превращаются в информационный мусор. Поэтому выход из положения остаётся один: продолжать процесс обдумывания, воображения, проигрывания.

Лучший способ изучить предмет – научить другого


Затея, конечно, выглядит по-дурацки. Вы уже всё поняли, но продолжаете переливать из пустого в порожнее. Однако процедуру можно организовать иначе. Персонифицируйте подсознание и начинайте обучать его, разыгрывая из себя учителя. Ты, мол, Тортила не торопись, вообрази прямую, протыкающую плоскость. Вообразила? А я ещё не успел. И так далее. Процесс невероятно полезный. Если бы Бегемотик не существовал, его бы стоило выдумать. Ибо лучший способ изучить предмет – научить другого. И подсознание – идеальный слушатель, который всегда под рукой. Разумеется, исполнять сие желательно с лёгкой иронией, дабы компенсировать иногда возникающее ощущение идиотизма. Но будьте уверены, что освоив такой внутренний диалог, вы добьетесь больших успехов не только в математике, но и в других сферах бытия.

Обучая подсознание, необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, излагать надо легко и просто. Суть дела должна быть доведена до ясного и прозрачного понимания. Разумеется, изначально необходимо добиться собственного понимания, прежде чем морочить голову своей Дульцинее. И это очень полезный этап, когда вы уже всё поняли (вроде бы), но перед вами встаёт задача объяснить другому, и наружу вылезают каверзные вопросы, которые ставят в тупик. Приходится расчистить авгиевы конюшни, чтобы хорошо понять самому. Во-вторых, даже если вы пока не всё понимаете до конца, веру в простоту сути дела необходимо донести до Бегемотика, дабы создать настроение.

Всякая профессия – это заговор против непосвящённых


В поисках простоты в окружающем мире вы, конечно, можете столкнуться с определёнными сложностями. Потому что сообщества профессионалов образуют анклавы, куда не хотят пускать посторонних. Недаром Бернард Шоу писал, что всякая профессия – это заговор против непосвящённых. Экономисты, например, культивируют свою тусовку, отгораживаясь от толпы заумными теориями и возвеличивая «своих». А хирурги в не столь давние времена принимали в штыки анальгетики, поскольку считали, что при обезболивании любой дурак сможет делать операции. Математики тоже не лыком шиты. Ставя, например, барьеры строгости обоснования результатов, они не только решают благородную задачу очищения теории от разной шелухи и создания надёжного фундамента, но и ставят палки в колеса новичкам, которым бы хотелось понять сначала кое-что «на пальцах». Но не тут-то было. Вспоминается жена, которая спрашивала мужа, накрыть стол для гостей так, чтобы ещё пришли, или чтобы больше не приходили? Как математики «стол накрывают» сами знаете.

Вернёмся, однако, к Бегемотику. В первую очередь объяснять надо понятия. Что такое функция, число, система координат. Обязательно на примерах. Функция, Миша, это вот такая штука. И такая тоже. А на букве икс не зацикливайся. Вместо неё можно любую другую взять. А график давай нарисуем, а теперь давай представим... Только «разговаривать» надо не на автомате. Обязательно мысль впереди слова, непременно в оболочке воображения. То есть «обучать» надо сознательно, а не в трансе. Иначе получится, что Бегемотик сам себя обучает.

Никаких ПОЧЕМУ


И никаких ПОЧЕМУ. Подсознание не любит пояснений. Его интересует только КАК надо действовать. Вот проблема – вот её решение. Понимание ПОЧЕМУ ТАК, – очень важно, но это епархия разума. Умение взглянуть в суть дела, увидеть скрытые пружины, разобраться в причинах и их взаимодействии, – весьма существенно. Поэтому все приговаривают: знающий КАК всегда найдёт работу, знающий ПОЧЕМУ – будет его начальником. Тем не менее мало кто одолевает ПОЧЕМУ в универсальном объёме, а западная система образования вообще тяготеет к проблемам КАК, учить каковым намного проще.